Домены и скандалы

Скандальные истории доменного рынка
Доменная индустрия славится не только невероятными коммерческими сделками купли-продажи виртуальных имен (о чем я уже писал в одном из своих прошлых материалов), но и не менее громкими скандалами, так или иначе связанными с доменами. Думается, что информация о самых громких скандалах в мире доменных имен может представлять неподдельный интерес как для профессионального домейнера, так и для рядового пользователя Сети, интересующегося различными аспектами ее развития. А раз так, то донести до вас (моих читателей) сведения такого рода, считаю своим долгом. Как бы пафосно это не звучало…

А доносить и в самом деле есть что. Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что скандалы (доменные споры) – неотъемлемая часть индустрии доменов. Не проходит и дня, недели, максимум месяца, чтобы Интернет-сообщество не содрогнулось от очередного правового разбирательства, предметом которого является доменное имя. Примечательно, что такие правовые споры вокруг доменов возникают и развиваются в самых разных уголках планеты: от Соединенных Штатов до Австралии. Более того, история таких разбирательств насчитывает не один и даже не десять лет.
Каждый скандал имеет свою историю

Споры по домену Mcdonalds.com
Так, первый из самых известных доменных скандалов датируется уже далеким 1994 годом. И связан он был с доменом “Mcdonalds.com”. Это виртуальное название 18 лет назад на законных правах приобрел журналист “NewsDay”, некий мистер Квиттнер. Зарегистрировав домен и написав об этом шутливую статью в журнале “Wired”, репортер впоследствии предложил всемирно известной компании быстрого питания обменять его на благотворительную помощь (в виде компьютерной техники) одной из начальных школ США. Транснациональный гигант пошел на условия слуги пера, даже не подозревая, к чему приведет такой шаг в будущем.

А ведь это “будущее” наступило очень скоро – уже к концу 1994 года 14% доменных имен, непосредственно касающихся списка ТОП-500 компаний США, стали собственностью лиц, не имеющих никакого отношения к этим компаниям. И самое интересное, что эти люди, регистрируя домены, созвучные с известными торговыми марками, преследовали далеко не благотворительные цели, как в свое время это сделал работник “NewsDay”. Нет, их мотивы были совсем иного порядка – лично корыстными. Так зарождался киберсквоттинг…

Споры по домену Windows 95
Его первым классическим примером можно считать случай с доменом “Windows95.com” (надеюсь, этого предка современных операционных систем от Microsoft вы еще не успели забыть). Так вот, этот самый домен на волне нарастающей популярности упомянутой ОС умудрился зарегистрировать предприимчивый студент из американского штата Юта. Цель регистрации – заработать денежек на передаче доменного имени в пользование разработчику данного программного продукта. По сегодняшним меркам это, согласитесь, вполне банальное стремление рядового киберсквоттера, но тогда это было нечто из ряда вон выходящее, своего рода ноу-хау. Как оказалось в итоге, парень имел коммерческое чутье, ибо Билл Гейтс и Ко отвалили за пресловутый домен несколько миллионов долларов!
От анархии, до закона

Кто-то может справедливо подумать: эх, были времена, когда обладатели известных торговых марок не скупились, удовлетворяя финансовые запросы ушлых домейнеров! Да, были, но не долго. Аппетиты киберсквоттеров росли в геометрической прогрессии, как следствие, собственники популярных брендов начали искать законные способы, как приструнить таких товарищей без каких-либо выплат за, по их мнению, “свои” же домены. Главным результатом таких поисков стало активное развитие национального и международного права в сфере решения доменных споров.

Арбитраж по доменам Ввиду ограниченности материала я не стану вдаваться в специфику тех или иных юридических нюансов, связанных с разрешением конфликтных ситуаций в доменной индустрии. Отмечу лишь, что на сегодняшний день доменное право в мире в целом и в отдельных странах в частности развито довольно хорошо. Скажу больше, нынче это самое право, представленное, в первую очередь, авторитетными международными арбитражными институтами UDRP (Uniform Domain-Name Dispute-Resolution Policy) и NAF (National Arbitration Forum), защищает, как правило, интересы обладателей торговых марок, знаков и прочей интеллектуальной собственности. Только этими органами при поддержке ICANN, начиная с 1999 года, было разрешено свыше 15 тысяч доменных споров.

Таким образом, откровенная халява для киберсквоттеров закончилась! Однако это не значит, что специализированные судебные инстанции принимают решения исключительно в пользу владельцев торговых марок. Известны нередкие примеры, когда влиятельный “брендовый” истец покидает зал суда ни с чем, при этом заведомо “слабый” частный ответчик выходит победителем из такой схватки.
Основные причины возникновения доменных споров

Детальнее о нашумевших правовых спорах в мире доменных имен я расскажу чуть позже. Сейчас же настало самое время уделить несколько строк основным причинам их возникновения, ибо доменные скандалы – не всегда дело рук киберсквоттеров.

Итак, главная причина скандалов вокруг доменных имен – деятельность домейнеров-спекулянтов, скупающих “брендовые” домены с целью их последующей перепродажи владельцу бренда. Хорошо, если собственник торговой марки попадется сговорчивым, тогда можно и прилично обогатиться. Ну а если нет, тогда Интернет-сообщество становится свидетелем разгорания очередного доменного скандала.

Вторая причина возникновения доменных споров не имеет ничего общего с жаждой финансовой наживы. В этом случае физическое или юридическое лицо регистрирует доменное имя для пользования в сугубо личных целях. Однако на беду первоначальному владельцу зарегистрированный домен является созвучным или очень схожим с популярной торговой маркой. Как следствие, собственник последней заявляет свои права на такое виртуальное имя. Итог – опять-таки судебные разбирательства.

И, наконец, третья причина конфликтных ситуаций связана с непрозрачностью непосредственной процедуры регистрации доменных имен, когда виновниками скандала становятся компании-регистраторы и им подобные официальные лица. Вместо того чтобы создать одинаковые для всех участников доменного рынка условия по приобретению доменов, они пытаются максимально нажиться на этих участниках, запуская фиктивные аукционы, регистрируя доменные имена на себя и т.д. Фактически речь идет об особом виде киберсквоттинга, инициаторами которого являются аккредитованные для официальной работы на доменном рынке юридические лица.
Скандал на доменном аукционе? Дело привычное!

Споры по домену .asia
Возвращаясь к конкретным примерам скандальных ситуаций в мире доменных имен, предлагаю начать как раз с последней группы причин, рождающих их. Наглядным образцом может служить скандал, разгоревшийся вокруг доменной зоны .ASIA. В начале 2008 года в ней завершился период приоритетной регистрации доменных имен. Следовательно, к регистрации приглянувшихся доменов в рамках открытого аукциона “ASIA Sunrise” были допущены все желающие. Однако, как это часто бывает, итоговые результаты аукционных торгов устроили далеко не всех. Отдельные владельцы брендов, да и обычные домейнеры ушли с доменного аукциона ни с чем. Хотя, по их мнению, каждый из них был первым претендентом на тот или иной домен.

Как оказалось позже, это были не голословные обвинения. “Pool” – компания-организатор аукционных торгов в лице своего исполнительного директора Ричарда Шваера пошла на ряд противозаконных действий с целью приобрести для себя самые лакомые домены премиум-класса, в числе которых значились Insurance.asia, Porn.asia, Girls.asia и т.п. Для этих целей организатор аукциона создал ряд фиктивных фирм, которым впоследствии и был дан “зеленый свет” на приобретение нужных доменов. К счастью, на этот раз факт мошенничества был своевременно разоблачен, посему все виновники понесли справедливое, в том числе финансовое наказание.

К слову, аналогичный скандал спустя два года разгорелся и в родной нам доменной зоне .РФ. О его сути, виновниках я уже как-то писал вот здесь. Не поленитесь прочесть, а я беру пока небольшую паузу, чтобы собраться с дальнейшими мыслями.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Цветков Фёдор
Цветков Фёдор
3 лет назад

?

Все права защищены © 2012-2024 Блог о доменах, регистрация доменов, покупка доменов, продажа доменов, новости доменной индустрии - ссылка при копировании на Online Domains обязательна. Есть вопросы?