Домены и скандалы. Продолжение…

Продолжая начатый в прошлый раз разговор о скандалах в мире доменных имен (напомню, тогда я попытался докопаться до их сути и предпосылок возникновения, а также упомянул о первых нашумевших доменных разбирательствах), в рамках этой статьи предлагаю полностью погрузиться в любопытный водоворот конкретных примеров доменных споров.
Доменные разбирательства – уравнение с тремя неизвестными?!

Но, прежде чем это сделать, необходимо подчеркнуть, что судебные тяжбы, предметом которых выступают спорные домены, можно классифицировать не только с точки зрения причин их зарождения, но и в зависимости от финального решения, принятого судом или другим специализированным арбитражным институтом. Принимая во внимание этот последний критерий (вердикт судебной инстанции), все правовые разбирательства в доменной индустрии условно можно разделить на три группы.

К первой из них принадлежат доменные скандалы, победителем из которых выходит истец, как правило, собственник известной торговой марки, знака, и т. д.

Вторую группу формируют доменные споры, судебное решение по которым принимается в пользу ответчика.

И, наконец, третья группа включает в себя продолжительные доменные тяжбы, решения по которым принимаются сперва в одну, а затем в другую сторону. Наличие выделенных мною групп автоматически означает, что заранее предугадать исход того или иного спора практически невозможно. Такое себе уравнение с тремя неизвестными…

Как уже можно было догадаться, с самыми громкими доменными скандалами, принадлежащими к каждой из этих трех групп, я и предлагаю познакомиться ниже.

Закон на стороне успешных, известных и… скандальных

Скандальный домен hotmail.ch
Ярким примером того, что в доменных спорах Закон зачастую принимает сторону истца в лице владельца популярной торговой марки или товарного знака, является случай с доменом Hotmail.ch (прим.: .ch – национальная доменная зона Швейцарии). Это виртуальное название еще в конце девяностых годов прошлого века зарегистрировала на себя одна швейцарская IT-компания. Вызывающее решение, согласитесь, особенно если учесть, что единственным правообладателем товарного знака “Hotmail” являлся такой гигант, как “Microsoft”. Естественно, что после того, как в 2000 году компания Билла Гейтса обратилась в швейцарский суд с просьбой передать ей спорный домен, последний, вняв доводам истца, принял решение в его пользу. Доменное имя обрело нового, но, пожалуй, единственного законного собственника. Здесь я полностью на стороне Билла…

Скандальный домен volvo-tuning.com
Однако, уже в следующей ситуации, моя солидарность с судебным решением не столь категорична. Судите сами: несколько лет назад заметный доменный скандал разразился вокруг домена Volvo-tuning.com. Его первым владельцем стал один веб-мастер, который посредством сайта, подвязанного к этому доменному имени, информировал пользователей сети Интернет о различных возможностях тюнинга автомобилей известного шведского производителя. Последний, в силу только ему известных причин счел, что данный домен нарушает его авторские права на товарный знак “Volvo”. Как следствие, в Швеции стартовали правовые разбирательства, итогом которых стало решение о передаче спорного домена автогиганту. На мой субъективный взгляд, этот вердикт довольно сомнительный. Хотя бы потому, что автор этих строк лично знаком с частным лицом, имеющим непосредственное отношение к схожему домену и, соответственно, веб-ресурсу, содержащему на своих страницах информацию о, подчеркиваю, кустарном тюнинге машин, правда, не зарубежной, а известной отечественной марки. Пока никто этот безобидный сайт у человека не додумался отсуживать…

Скандальный домен madonna.com
Не менее громкими получаются правовые споры, виновниками которых с одной стороны выступают известные личности. Так, на рубеже тысячелетий (2000 год) в эпицентр скандала, на этот раз доменного, попала Мадонна Луиза Вероника Чикконе. Большинству рядовых граждан эта особа известна под сценическим псевдонимом Мадонна. Заокеанская звезда решила отобрать у одного предприимчивого веб-разработчика доменное имя Madonna.com, считая, что ей и только ей принадлежат исключительные права на него.

Судебное разбирательство получило небывалый резонанс, как в Штатах, так и за их пределами. Ответчик был тертым калачом. Сразу после покупки домена в 1998 году за немалые по тем временам деньги – 20 тысяч долларов – домейнер позаботился о регистрации одноименной торговой марки в…Тунисе. Наверное, парень предвидел возможную стычку с поп-дивой и таким образом хотел перестраховаться. Кто знает, возможно, это ему и удалось бы, если бы он не допустил несколько ключевых оплошностей. Первая из них – использование сайта Madonna.com для размещения контента порнографического характера. Вторая – параллельная регистрация доменных имен, содержащих не менее известные слова и словосочетания. К примеру, на момент судебных тяжб, ответчику среди прочих также принадлежал такой домен, как Wallstreetjournal.com.

В итоге, приняв во внимание эти и некоторые другие факты “против” ответчика, а также вняв аргументации Мадонны, суд принял решение удовлетворить ее иск – передать спорный домен в ее единоличное пользование.

Несмотря на всю, казалось бы, очевидность ситуации, убежден, что такое решение – довольно предвзятое. Почему? Все очень просто. Каким бы нечистым на руку был ответчик, на самой Мадонне клейма негде ставить! Всю ее жизнь сопровождали и продолжают сопровождать скандалы. Неоднократно она попадала на первую полосу печатных и прочих СМИ как субъект бурной и неразборчивой половой (считай – порнографической) жизни. Но даже не это меня удивляет. Как можно было закрепить за человеком с такой сомнительной репутацией право на единоличное пользование упомянутой торговой маркой, если слово “Мадонна” на протяжении многих веков является синонимом чистоты и непорочности?! Все-таки права древнеримская мудрость: что позволено Юпитеру, то не позволено быку…
Одна маленькая, но очень гордая птичка…

Скандальный домен groovle.com
Невзирая на то, что свыше 90% доменных споров в итоге выигрывают сильные мира сего (государственные органы, влиятельные корпорации, популярные люди и иже с ними), иногда случается и так, что победителями в такого рода скандалах оказываются заведомо слабые стороны – ответчики. Наглядным примером сказанного может служить история с доменом Groovle.com.

К слову, о самом домене. Он принадлежит небольшой канадской веб-компании в лице Якоба Фуллера и Райана Фитцгиббона, которая с 2007 года предоставляет пользователям Сети услугу индивидуализации стартовой странички главной поисковой системы современности – Google.com. Суть услуги – возможность размещения на главной поисковика своих фотографий, картинок и прочего визуального контента.

Так вот, в 2009 году поисковый гигант подал иск в Национальный Арбитражный Форум (NAF) в надежде заполучить это доменное имя, которое, по его мнению, уж больно похоже на…сами понимаете что. И именно это “разительное сходство”, по словам представителей “Google”, должно было склонить чаши весов Фемиды в пользу “бедненького” поисковика.

Однако, претензии истца все три члена Арбитражного Форума проигнорировали. Таким образом, единогласным решением суда домен Groovle.com остался в собственности своего старого владельца.

Стоит признать, что для “Google” подобный вердикт стал, своего рода, холодным душем, так как IT-корпорация привыкла только побеждать в таких правовых разбирательствах. Достаточно будет напомнить, что на счету американской поисковой системы значится почти сотня выигранных доменных дел, в числе которых победы в борьбе за googl.com, googlel.com, adsgoogle.net, googleprofiles.com, googlemark.org и др.

И все же в случае с Groovle.com веб-сообщество получило прецедент победы маленькой, но гордой компании в схватке с бесспорным китом Интернета. Как итог, после этого “Google” потерпел еще несколько громких поражений на доменном фронте. Имею в виду доменные споры вокруг Froogles.com и Oogle.com, которые также закончились фиаско для поисковика!
Ох, уж эта непостоянная госпожа Фемида!

Довольно занятными могут быть примеры доменных скандалов, когда судебные инстанции демонстрируют непоследовательность в своих решениях: сперва удовлетворяют претензии (прислушиваются к аргументам) одной стороны, а после – другой.

Скандальный домен forbes.ru
В свое время так было с доменным именем Forbes.ru. Известное во всем мире издательство “Forbes” несколько лет назад обратилось в арбитражный суд Москвы, подав иск о захвате авторского бренда. Однако российский суд отклонил претензию, мотивируя это тем, что домен был зарегистрирован гораздо раньше, чем товарный знак на территории Российской Федерации. При этом отмечу, что у легендарного зарубежного издательства был шанс обойтись без судебной шумихи – киберсквоттеры, которые зарегистрировали данный домен, предлагали его у них выкупить. Однако “Forbes” пожелал получить свое абсолютно бесплатно. На первом этапе с этим не срослось.

Зато срослось на втором! В 2010 году настойчивость истца увенчалась успехом – на этот раз суд все-таки принял сторону издательства, постановив, что спорный домен должен быть передан в его собственность. Кроме того, согласно вердикту старый владелец доменного имени (на тот момент – компания “Лэндмарк ВИП Сервис”) должен был выплатить “Forbes” компенсацию в размере 300 тысяч у.е. за незаконное использование товарного знака в структуре домена. Любопытно, что подобное денежное взыскание стало самым крупным в истории российских доменных споров.
Доменные скандалы – конца не видно!

Очевидно, что рассмотренные выше доменные споры – лишь капля в море среди дел такого рода. К сожалению, охватить их всех своим вниманием не позволят рамки не то, что двух – ста материалов! Однако это вовсе не значит, что я откладываю эту тему в долгий ящик. Правовые споры вокруг доменных имен были, есть и обязательно будут. Более того, несомненно будут громкие судебные разбирательства, а раз так, то мы успеем еще не раз поговорить на эту тему.

Скандальный домен vatican.xxx
P.S.: уже сегодня прогрессивная часть Интернет-сообщества обсуждает назревающий доменный скандал, связанный с виртуальным именем Vatican.xxx. В канун 2012 года это доменное имя было приобретено неизвестным лицом. Святой Престол отрицает свою причастность к сделке, а значит, не исключено, что уже в обозримом будущем по этому адресу заработает сайт с “клубничкой”, или же у Ватикана любезно попросят серьезных отступных за этот фривольный домен. В любом случае – скандалу быть!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все права защищены © 2012-2024 Блог о доменах, регистрация доменов, покупка доменов, продажа доменов, новости доменной индустрии - ссылка при копировании на Online Domains обязательна. Есть вопросы?