С каждым днем все больше компаний из разных сфер деятельности осваивают Интернет. Однако этот процесс приносит бизнесу не только новых клиентов и дополнительную прибыль, но и судебные споры. Прежде всего, споры о доменных именах (именах сайтов).
Ещё недавно самыми громкими делами в этой сфере были процессы против киберсквоттеров — злоумышленников, которые специально регистрируют доменные имена, похожие на известные бренды, чтобы продать их истинным владельцам. В рунете от них пострадали Kodaс, Coca-Cola, Nike, Мосфильм, Росбанк и многие другие.
Сегодня расцвет киберсквоттерства уже позади. Норма прибыли с «успешной операции» для них упала, на рынке остались только старые игроки, обладающие большим опытом и владеющие эффективными методиками. При этом владельцы торговых марок стали предусмотрительнее. Однако появилась новая тенденция: мошенники регистрируют товарные знаки, чтобы отнимать раскрученные доменные имена у бизнеса. Эту деятельность стали называть обратный захват доменного имени.
Например, не самый крупный (но уже достаточно успешный) интернет-магазин торгует электроникой и бытовой техникой. Поток клиентов обеспечивается благодаря удачно выбранному имени сайта и его эффективной рекламе. В своем сегменте магазин опережает конкурентов: цены ниже, ассортимент шире, доставка быстрее, поэтому он растет. Злоумышленники зарегистрировали на свое имя товарный знак, включающий в себя адрес сайта этого магазина, и предложили владельцам бизнеса его выкупить за разумную, по их мнению, сумму. Незаконное использование чужого товарного знака может повлечь судебные санкции, проверки правоохранительных органов, блокировку сайта и тем самым причинить существенные убытки. Перед лицом такой угрозы владельцы интернет-магазина согласились на предложение. Как это стало возможным и даже законным?
Раньше Гражданский кодекс запрещал регистрацию товарного знака, если уже существовало такое же или сходное доменное имя. Но в 2010 году эта норма была отменена, и для желающих захватывать чужие домены с помощью торговых марок загорелся зеленый свет.
Самый масштабный пример использования этой техники — история с приоритетной регистрацией в доменной зоне .рф. По установленным правилам владельцы товарных знаков имели приоритет на регистрацию доменных имен, в которые включены их товарные знаки. Например, владелец бренда «Вкусная конфета» получал приоритетное право на домен вкусная-конфета.рф. После начала процесса выяснилось, что ряд компаний к началу приоритетной регистрации зарегистрировали на себя товарные знаки с широко распространенными словами типа «красота», «кредит», «ипотека», «недвижимость», «кино» (всего несколько сотен). Это дало им право на приоритетную регистрацию потенциально популярных доменных имен красота.рф, кредит.рф и т.д.
Реально громких дел по успешному обратному захвату доменных имен на сегодняшний день пока нет, судебная практика разнообразна и окончательно не устоялась. Поэтому однозначно утверждать, что товарный знак всегда побеждает доменное имя в юридических битвах, пока преждевременно. Но тенденция такова: в большинстве случаев владелец товарного знака с большей вероятностью выиграет суд у владельца доменного имени, даже если бренд зарегистрирован позже, чем начал работать сайт.
Что это означает для тех, кто занимается бизнесом в Интернете?
Главный вывод — ваш сайт могут отнять, если Вы его не защитите. Если ваш бизнес стал таким заметным и успешным, что конкурентам не жалко потратить 30-70 тысяч рублей на регистрацию товарного знака, чтобы создать для вас серьезную угрозу — значит, вам пора регистрировать свой бренд на себя. Это может быть простой словесный товарный знак или разработанный профессиональным дизайнером логотип. Главное, чтобы в нем было название сайта (можно без .ru и .рф). Если у Вас есть логотип, который часто используется отдельно, без названия (например, на упаковке или на самом товаре), то имеет практический смысл зарегистрировать его как отдельный товарный знак. Это даст вам больше юридических возможностей для защиты.
Если к вам уже предъявлены судебные требования, то не стоит опускать руки и печально наблюдать, как отбирают ваш бизнес. Возможности для активной защиты, есть всегда. Одна из них — встречный иск о прекращении правовой охраны товарного знака рейдеров. Например, потому основанию, что его регистрация — это акт недобросовестной конкуренции.
От многих проблем можно уберечься на начальном этапе. При подборе имени сайта полезно проверить его по базе товарных знаков: если у кого-то есть похожий на ваш бренд, то этот «кто-то» сможет вам создать серьезные проблемы в будущем. В этом случае лучше подобрать другой домен.
Такое несложное действие, как регистрация товарного знака эффективно защитит компанию от козней конкурентов и мошенников. Эта мера поможет вам вывести свой бизнес на более высокий уровень — уровень, где вас будут ждать более крупные хищники, для защиты от которых потребуется освоить более сложные приемы.
Автор: Роман Алымов, адвокат, партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»